Суббота, 20.04.2024, 06:40 Приветствую Вас Гость | RSS
НАЯХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Главная | Эксперимент | Регистрация | Вход
» Меню сайта


                                         
null
Егорова Наталья Егоровна

Кандидат педагогических наук,
Отличник образования РС(Я),
Почетный работник общего образования РФ.
диплом Международной Ассоциации
развивающего обучения.
Руководитель экспериментальной площадки на базе Наяхинской СШ Усть-Алданского улуса по созданию общеобразовательного учреждения «Детский сад- школа» для адаптации программ развивающего обучения Эльконина - Давыдова, «Развитие» Венгера в условиях якутской школы.

Публичные доклады учителей МОУ Наяхинской СОШ по теме:
« Внедрение РО системы Эльконина-Давыдова»

Публичный доклад

Построение образовательной среды по реализации системы Эльконина-Давыдова
В докладе освещается 10 – летний путь внедрения в якутской сельской школе системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Коллектив предлагает вниманию коллег концептуальную мысль эксперимента школы через свои видения, поиски путей и разрешения возникающих проблем
История инновационной деятельности:
null         null          null         null      
С 1994–1995 учебного года коллектив начальной школы апробирует и реализует новую систему образования, основанную на концепции Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, В.В.Репкина.
С 1997 года школа имела статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Развитие личности в условиях сельского образовательного учреждения «Детский сад–школа». В этом же году она - победитель республиканского конкурса «Начальная школа года».
В 1999 г. школа заняла I место на II Республиканской олимпиаде классов развивающего обучения Эльконина – Давыдова.
В 2001 году педагогический коллектив защитил статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Формирование самоутверждающей личности подростка в условиях сельской основной школы». В 2001 году школа на конкурсе республиканских инновационных образовательных проектов была удостоена Грантом Министерства образования Республики Саха (Я).
В 2005 году защищен проект на тему «Школа социального успеха». Цель исследования – создание условий, обеспечивающих целостность личности, способной отвечать за свое образование, способной раскрывать заложенный в ней потенциал, способный самореализоваться в той или иной культурной среде.
В 2007 уч.г. - отчетный период экспериметальной темы «Многопрофильное обучение на индивидуально – образовательном плане в школе социального успеха». Проект удостоен Гранта Президента РС (Я). Следующий проектный шаг экспериметальной работы « Школа личностно- развивающего диалога».

null

Реализация принципа преемственности
между детским садом и
начальной школой

Белолюбская Надежда Николаевна

 учитель начальных классов
руководитель МО начальных классов,
 Отличник образованияРФ,
Учитель учителей, Учитель 21-го века

В этом году исполняется 10 лет реализации подходов к решению проблемы преемственности между начальной школой и детским садом.
Работу над этой проблемой педагогический коллектив школы начал в контексте реализации технологии развивающего обучения системы Эльконина-Давыдова.
Так как в нашем селе школа одна, она рассчитана на всех и призвана готовить детей к реальной жизни. И сотрудничать, жить и работать приходится со всеми: и со способными, одаренными детьми, и с детьми со средними способностями, и с теми, кому очень трудно дается учеба. Но как организовать процесс обучения и воспитания так, чтоб у каждого появился интерес к изучаемому предмету? Чтоб каждый урок, чтоб каждое дело стали благотворными событиями в жизни маленьких детей? Впервые ответы на эти вопросы мы нашли на курсах РО в Якутске, где выступали квалифицированные лекторы, авторы учебников и методических пособий Некрасова Т.В., Бура М.Н., Репкина Н.В. Выбор нами этой системы не случаен: из всех педагогических систем она остается единственной системой, специально ориентированной на развитие ученика. Цель такого обучения - создать условия саморазвития каждого ученика. Основа развития в таком обучении – формирование и реализация учебной деятельности самого учащегося, при этом – самое важное – учащийся – ее субъект, а не объект педагогических воздействий учителя. Кроме того, это единственная система, в которой принципиально изменено содержание образования. Освоение этой системы началось в 1994 году, и в этом же году в нашей школе был открыт первый класс. В 1996 году осуществился полный переход начальной школы на технологию РО. Впервые столкнувшись на практике с этой технологией, мы начали анализировать свое состояние в данный момент, оценивать его и планировать дальнейшее развитие. Именно тогда мы поняли, что если коллектив хочет полностью перейти от традиционного обучения к развивающему, то необходима иная подготовка детей и в детском саду. Таким образом, возникла проблема преемственности между начальной школой и детским садом.
Работу над этой проблемой учителя начальных классов и коллектив детского сада начали с определения исходных позиций, ориентиров организации преемственности образования.
Преемственность образования предполагает, что между детским садом и начальной школой должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учетом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Мы исходили из убеждения, что каждый возрастной период ценен и значим, поэтому условия и возможности реализации конкретных целей различных ступеней и уровней образования определяются, во-первых, актуальным этапом развития личности, во-вторых, ориентацией на перспективу развития личности. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования. При этом под непрерывностью мы понимали наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, обеспечивающих постоянное передвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. А под преемственностью – непрерывность на границах различных этапов или форм обучения ( детский сад- начальная школа, школа-вуз, вуз- последипломное обучение и. т. д.). Иными словами, преемственность – это взаимодействие всех этапов развития и последовательность действий педагогов по обеспечению условия для дальнейшего развития новообразований через технологию обучения, отбор содержания учебного материала, сферу отношений «Ученик-учитель», «Ученик-ученик».
С 1996-1997 учебного года школа стала экспериментальной площадкой по теме: «Развитие личности в условиях сельского образовательного учреждения «Детский сад – школа», целью которой являются:
• адаптация программ развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, «Развитие» Л.А.Венгер в условиях якутской школы-сад.
• реализация принципа преемственности между детским садом и начальной школой
В1997 году на республиканском семинаре на базе нашей школы под научным руководством Егоровой Н.Е. были выработаны общие подходы к реализации принципа преемственности, которые заключаются в создании специфических условий для каждого возрастного периода. Теоретической основой данной разработки служат теории периодизации психического развития детей Д.Б.Эльконина, теория деятельности А.Н.Леонтьева, теория учебной деятельности В.В.Давыдова, В.В.Репкина. Основная идея заключается в создании специфических условий для каждого возрастного периода в противовес общепринятому пониманию преемственности в плане содержания образования (то, чему учить).
Согласно теории периодизации, в каждом возрасте необходима организация ведущего вида деятельности, которая формирует новообразования. Так, только игра формирует воображение, произвольность поведения, которые способствуют развитию мышления и становлению учебной деятельности. Правильно организованная учебная деятельность развивает мышление и способность самостоятельно добывать знания. На основе сформированной учебной деятельности можно развивать актуальную для подростков деятельность - общение. И все это в комплексе способствует правильному выбору профессии в старших классах.
Согласно теории деятельности, личность развивается, лишь участвуя в деятельности. Чем больше и лучше мы создаем материальные условия, тем более инфантильным становится ребенок. Параллельно необходимо включать ребенка в деятельность: игровую для дошкольника, учебную для младшего школьника, общение для подростка, профессиональную для старшего подростка.
Таким образом, реализация принципа преемственности в нашем ОУ на основе личностного и деятельностного подходов возможна, если создать следующие условия:
• Согласовать цели, содержание, задачи, формы организации деятельности и методы образовательных программ с учетом сохранения самоценности каждого периода развития ребенка;
• Развивать ведущую деятельность каждого периода детства, как важнейшего фактора психического и личностного развития ребенка;
• Создать общую благоприятную среду для физического, интеллектуального и эмоционального развития детей в дошкольном учреждении и начальной школе;
• Согласовать систему отношений между взрослыми и детьми, создать развивающую предметную среду в детском саду и начальной школе;
Коллективом школы под руководством Егоровой Н.Е., научным руководителем эксперимента, были выстроены следующие линии преемственности по вертикали.
1. По видам деятельности: в дошкольном – игровая, в младшем школьном возрасте - учебная, в подростковом – общение;
2. по методам обучения: в дошкольном – игровой и моделирование, в начальной школе – квазиисследовательский, в подростковом – проектирование;
3. по организации учебно-воспитательного процесса (состоит из трех пространств: развивающего, образовательного, самоопределения): в дошкольном преобладает развивающий блок, в начальной школе – образовательный, в среднем звене – самоопределение.
Выстраиваются и линии отношений между взрослыми и детьми: отношения педагогов и детей входе сотрудничества–в дошкольном, общения – в младшем школьном, диалога – в подростковом возрасте. Отношения с родителями также должны иметь свои ступени роста: открытие способностей в своем ребенк– в дошкольном, помощник учителя в организации деятельности детей–в начальной школе и организатор какой-либо деятельности детей - в подростковом возрасте. За годы эксперимента коллективами школы и детского сада проделано много работы по взращиванию развивающего обучения в сельской школе. Сегодня дошкольное образование обеспечивает полноценное проживание дошкольного возраста. Начальное образование реализует систему развивающего обучения. Основные направления развивающей деятельности идут по 3 блокам: I блок – образовательная деятельность охватывает все основные предметы.
II блок – развивающая деятельность включает предметы «Ритмика», «Музыка», «Изо», «Труд», «Физкультура», а в ДОУ – «Выразительное движение», «Музыка», «Конструирование» и.т.д.
III блок – самообразовательная деятельность ( кружки, студии, секции).
С целью внедрения данного положения созданы и реализованы следующие проекты:
1. Организация работы детского сада и начальной школы по преемственности образовательного процесса.
2. Реализация проекта «Малыши и няньки» в условиях непрерывного образования.
Модель выпускника рассматривается нами как конечный ожидаемый результат. В этой модели мы старались определить, какие характеристики предыдущих этапов необходимо сохранить и воспроизвести на новой основе как условие успешной деятельности и какие новые характеристики должны развиваться, чтобы предвидеть желаемый результат образовательной деятельности.
Модель воспитанника детского сада:
-Владеет культурно-гигиеническими навыками, самообслуживанием,
этическими навыками, умениями.
-Развиты познавательные способности, любознательность, бережное отношение к вещам, природе.
-Умеет наладить дружеские отношения со сверстниками, взрослыми.
-Умеет применять свои знания и умения в значимой для него практической деятельности (игра, общение, наблюдение, детское экспериментирование, художественно-изобразительная деятельность, музыкально-ритмическая деятельность, литературно-языковая деятельность, физическая, трудовая деятельность). - Физически и эмоционально здоров
Модель выпускника начальной школы:
Внешний облик:
- прямая осанка, свободная пластичная походка;
- аккуратная одежда и прическа, выражающая его индивидуальность;
Внутренний мир:
- Знает:
а) - свое «Я»:
- свои органы, их работу;
- место своей личности в окружающей среде;
- свои возможности по отношению к неживой природе и предметам, к живому;
б) - знает, что для выхода из ситуации много вариантов.
Умеет:
а) свободно общаться, высказывать свои мысли и считаться с мнением других людей.
б) анализировать ситуацию и выбирать более подходящий вариант для достижения цели.
Имеет: а) свой круг общения,
б) соответствующий уровень знаний, привычки в нормах культуры поведения,
в) 3-4 любимых занятия, где выражает свой внутренний мир.
Модель выпускника как конечный ожидаемый результат:
Личность, обладающая гуманитарным мировоззрением:
- рассматривает и понимает мир людей как совокупность индивидуальностей;
- характеризуется готовностью к самоопределению, творческому и самостоятельному мышлению и действию;
- высоким уровнем базовой подготовки по предметам, связанным с дальнейшим самоопределением;
- высоким уровнем для возраста выпускника культуры мышления, общения, любящая всех и себя, много знающая и желающая знать больше, много делающая для всех и себя, и желающая творить больше.
Таким образом, преемственность обеспечивает готовность выпускника к непрерывному развитию, к самостоятельному расширению и углублению представлений о мире, человеке и обществе.
Профессиональные задачи педагога, осваивающего новую технологию образования, требуют от него нового отношения к себе самому, самосовершенствования. Решать эти личностные и профессиональные задачи в одиночку неэффективно. Поэтому средством решения этих задач являются различные организационные формы педагогических сообществ.
Главным результатом экспериментальной работы в ОУ стала коллективная проектная работа по изменению образа жизни детей, учителей, родителей. На сегодняшний день созданы и реализуются в практической деятельности следующие проекты:
• Проект «Создание научного общества детей»;
• Проект «Организация работы детского сада и начальной школы по преемственности образовательного процесса»;
• Проект «Малыши и няньки»;
• Проект «Интеллектуальный центр «Тобул»;
• Проект «Росток» для молодых учителей
Таким образом, МО учителей начальных классов проводит реальную работу для того, чтобы жизнь детей была насыщенной и интересной, создает все условия для развития и ребенка, и родителя, и педагога.
Поздравляя всех педагогов с юбилеем, хочу выразить огромную благодарность нашим учителям, руководителям Егоровой Наталье Егоровне, Васильевой Аграфене Николаевне,сотрудникам Константиновой З.А., Мухиной В.П., Сивцевой М.Е., коллективу детского сада, администрации школы, пожелать всем здоровья и творчества.

» Форма входа

» Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

» Поиск

» Друзья сайта


Naychischool © VasilievAleksandr
Хостинг от uCoz
Bname.ru - сервис проверки доменов